Распределительный шинопровод
Шинопровод распределительный предназначен для распределения электрической энергии и представляет собой комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал.
Общие описания и условия применения приведены в документах:
ГОСТ Р 6815-79 «Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на U до 1000А». ГОСТ Р 51321_2-2009 «Устройства комплектные Часть 2 Дополнительные требования к шинопроводам». ОСТ 36-115-85 «Шинопроводы переменного тока на напряжение до 1000 В и постоянного тока на напряжение до 1200 В. Классификация»
Примеры распределительных шинопроводов.
ГОСТ 6815-79 «Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на напряжение до 1000 В Общие технические условия, Mains and distribution busways up to 1000 V a. c. General specifications» определяет требования к распределительным и магистральным шинопроводам.
Магистральные шинопроводы рассмотрены в разделе «<Магистральные шинопроводы».
В данном разделе перечислены важнейшие параметры распределительных шинопроводов, их основные конструктивные элементы, проиллюстрированы правила именования секций, применяемые производителями, приведены рисунки секций.
Полный текст ГОСТ 6815-79 можно найти на сайте http://shinoprovod.ru/library/gost-i-tu/files/681579.pdf.
Общие технические условия
Шинопроводы по назначению подразделяются на:
- распределительные, предназначенные для распределения электрической энергии;
- магистральные, предназначенные для передачи электрической энергии от источника к месту распределения (распределительным пунктам, распределительным шинопроводам) или мощным приемникам электрической энергии.
Отличия между распределительными и магистральными шинопроводами достаточно условны. Потребители могут подключаться и к магистральным, и к распределительным шинопроводам. При любом подключении между трансформатором и шинопроводом, распределительным щитом и шинопроводом, шинопроводом и потребителем (или между ветвями шинопровода) могут устанавливаться устройства учёта электроэнергии и устройства безопасности. В качестве условной границы между магистральными и распределительными шинопроводами можно рассматривать силу тока. До 800 — 1000 А — скорее распределительные шинопроводы, свыше 800 — 1000 А — скорее магистральные. «Родство» этих двух типов шинопроводов нашло отражение и в том, что они включены в один стандарт.
Ниже в разделе все основные таблицы стандарта приведены полностью, для всех токов, от 100 до 6300 А.
По конструктивному исполнению шинопроводы подразделяются на:
- трехфазные;
- трехфазные с нулевым рабочим проводником;
- трехфазные с нулевым рабочим и нулевым защитным проводником.
Номинальные токи шинопроводов, соединяемых переходными секциями или устройствами, не должны превышать отношения 2:1.
Номинальные токи вводных секций или коробок распределительных шинопроводов должны соответствовать номинальным токам шинопроводов или удвоенному их значению в зависимости от места подвода питания в начале или середине линии.
Необходимая номенклатура элементов шинопроводов должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.
Номинальные токи шинопроводов, соединяемых переходными секциями или устройствами, не должны превышать отношения 2:1.
Номинальные токи вводных секций или коробок распределительных шинопроводов должны соответствовать номинальным токам шинопроводов или удвоенному их значению в зависимости от места подвода питания в начале или середине линии.
Необходимая номенклатура элементов шинопроводов должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.
Номинальные токи шинопроводов и их ответвительных устройств (коробок, штепселей, ответвительных секций) должны соответствовать указанным в таблице РШТ-1.
Таблица РШТ-1. Номинальные токи шинопроводов и ответвительных устройств.
Расчетные длины прямых секций (расстояния между осями контактных соединений) следует выбирать из ряда: 0,75; 1,00; 1,50; 2,00; 3,00; 4,50; 6,00 м.
Механическая прочность шинопроводов и устройств для их крепления должна обеспечивать установку этих устройств (при прокладке шинопроводов на горизонтальных прямолинейных участках) на расстоянии не менее 3 м друг от друга.
Шинопроводы в рабочем положении должны выдерживать сосредоточенную нагрузку от внешних воздействий, указанную в таблице РШТ-2. Значение остаточной деформации шинопроводов не должно превышать 3 мм на 1 м длины пролета.
Таблица РШТ-2. Сосредоточенная нагрузка на шинопровод.
Степень защиты по ГОСТ 14254 (Степени защиты, обеспечиваемые оболочками, код IP, см. подраздел «Степень защиты от проникновения») токоведущих частей шинопроводов (в собранном виде) должна быть установлена в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
Нулевой проводник шинопроводов должен иметь проводимость:
- для шинопроводов на ток до 250 А — 100 % проводимости фазных шин;
- для шинопроводов на ток 250 А и более — не менее 50 % проводимости фазных шин.
Температура нагрева токоведущих частей и элементов корпуса шинопровода номинальным током, установленным с учетом эффективного значения температуры окружающего воздуха, соответствующей климатическому исполнению по ГОСТ 15543, не должна превышать значений, указанных в табл. РШТ — 3.
Таблица РШТ — 3. Температура нагрева токоведущих частей и элементов корпуса шинопровода номинальным током.
Шинопроводы должны выдерживать однократное воздействие трехфазного тока короткого замыкания, значения которого указаны в таблице РШТ-4.
Средняя наработка до отказа разъемных контактных соединений ответвительных устройств шинопроводов ‑ не менее 1000 включений.
Критериями отказа разъемных контактных соединений ответвительных устройств шинопроводов являются:
- наличие повреждений разъемных контактных соединений, препятствующих включению и отключению ответвительных устройств;
- нагрев номинальным током разъемных контактных соединений свыше 100 °С.
Установленная безотказная наработка шинопроводов должна составлять не менее 12 000 ч.
Критериями отказа шинопроводов являются:
- пробой изоляции;
- воспламенение элементов шинопроводов;
- отделение (выброс) горящих, раскаленных или расплавленных частиц элементов шинопроводов.
В данном разделе приведены самые основные параметры шинопроводов. Более подробная информация и ссылки на связанные ГОСТы можно найти в ГОСТ 6815-79.
Технические характеристики шинопроводов многочисленны.
На рисунке рисунок РШР-1 приведены технические характеристики распределительных шинопроводов KLM-R с алюминиевыми шинами, на рисунке РШР-2 — с медными.
Рисунок РШР-1. Технические характеристики распределительных шинопроводов KLM-R с алюминиевыми шинами.
Рисунок РШР-2. Технические характеристики распределительных шинопроводов KLM-R с медными шинами.
Сравним пиковый ток короткого замыкания по ГОСТ 6815-79 для шинопровода с номинальным током 630 А с пиковым током, который выдерживает шинопровод KLM-R, предназначенный для работы с тем же номинальным током 630 А.
По ГОСТ пиковый ток, который должен выдерживать шинопровод — 25 кА, KLM-R выдерживает 93 А.
По ГОСТ действующее значение тока КЗ — 12,5 А, для KLM-R — действующее значение тока КЗ — 47 А.
Так что по этим параметрам KLM-R превосходит ГОСТ.
Основные элементы распределительных шинопроводов
Основными элементами распределительных шинопроводов являются:
а) прямые секции — для прямолинейных участков линии, имеющие места для присоединения одного или двух ответвительных устройств для секций длиной до 2 м включительно, двух, трех, четырех или более — для секций длиной 3 м;
б) прямые прогоночные секции — для прямолинейных участков линий, где присоединение ответвительных устройств не требуется;
в) угловые секции — для поворотов линии на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
г) вводные секции или вводные коробки с коммутационной, защитной и коммутационной аппаратурой или без нее — для подвода питания к шинопроводам кабелем, проводами или шинопроводом;
д) переходные секции или устройства — для соединения двух шинопроводов на различные номинальные токи или шинопроводов разных конструкций;
е) ответвительные устройства (коробки, штепсели) — для разъемного присоединения приемников электрической энергии. Коробки должны выпускаться с разъединителем, с разъединителем и с предохранителями или с автоматическим выключателем;
ж) — в ГОСТ действующей редакции элемент исключен. Пункт сохранён, чтобы сохранить нумерацию элементов распределительных шинопроводов, принятую в ГОСТ 6815-79;
з) присоединительные фланцы — для сочленения оболочек шинопроводов с оболочками щитов или шкафов;
и) торцовые крышки (заглушки) — для закрытия торцов крайних секций шинопровода;
к) устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений.
В качестве примера рассмотрим распределительные шинопроводы KLM-R на токи 100 — 800 A компании KLM.
Распределительные шинопроводы KLM-R компании KLM на токи до 800 А
Наименование и обозначения секций KLM-R
Наименование секций KLM-R и их соответствие элементам распределительного шинопровода по ГОСТ 6815‑79 приведено в таблице РШТ — 5.
Таблица РШТ — 5. Наименование секций KLM-R и их соответствие элементам распределительного шинопровода по ГОСТ 6815-79.
Таблица показывает, что:
- состав элементов распределительных шинопроводов KLM-R является подмножеством элементов шинопроводов KLM-S;
- в целом состав элементов шинопроводов по ГОСТ и состав секций шинопроводов KLM-R совпадает.
Подгонка линий шинопровода до необходимой длины осуществляется для KLM-R секциями нестандартной длины. Учитывая, что ГОСТ допускает расширение номенклатуры элементов шинопровода в конкретном применении, состав секций вполне удовлетворяет требованиям стандартизации.
Коды секций шинопровода KLM-R
Код секции имеет вид:
<Тип шинопровода>-<Код шинопровода>-<Материал шинопровода>-<Степень защиты>-<Количество изолированных проводников>-<Материал корпуса>-<Обозначение секции>-{Примечания к нестандартной секции}.
Все параметры, входящие в код секции, за исключением последнего, обязательны. Для некоторых секций «примечания к нестандартной секции» могут иметь значения, отличные от приведенных в таблице РШТ — 9.
Тип шинопровода — KLM-R.
Обозначение секции — по таблице РШТ — 5.
Допустимые значения остальных параметров приведены в таблицах РШТ — 6 — РШТ — 9.
Секция магистрального на номинальный ток 630 А, материал шин — медь, степень защиты, обеспечиваемая оболочкой — IP55, четыре проводника 3L + N + PE (корпус), корпус из оцинкованной стали, нестандартная прямая секция размером по одной грани вдоль оси от 1000 до 1999 мм.
Примеры секций шинопровода KLM-R
Рисунок РШР-3. Секция стандартного размера FE.
Рисунок РШР-4. Прямая секция Pi с окнами отбора мощности.
Секция Pi используется для передачи и распределения энергии и позволяет без сложных монтажных работ устанавливать коробки отбора мощности в специализированные окна отбора мощности.
Максимальный ток, который можно снять с одного окна отбора мощности — 250А.
Рисунок РШР-5. Компенсационная секция CML.
Компенсационная секция предназначена для компенсации теплового расширения на прямых трассах шинопровода длиной более 200 метров.
Рисунок РШР-6. Секция присоединительная к панелям ATSC.
Секция присоединительная используется для ввода в панель и подключения шинопровода к сборным шинам щита. Возможно использование секции для подключения к масляному трансформатору.
Рисунок РШР-7. Гибкая секция FLX.
Гибкая секция используется для прохождения трассы шинопровода через деформационный шов здания с перепадами уровня трассы. Элемент возможно изготовить с нестандартными размерами:
1. Длина гибкой части.
2. Различные положения шин на входе и на выходе шинопровода.
Рисунок РШР-8. Редукционная секция RE.
Крепление распределительных шинопроводов
Как правило, производители шинопроводов вместе со стандартными и нестандартными секциями поставляют все крепежные изделия, необходимые для монтажа шинопровода в соответствии с требованиями ПУЭ и других стандартов.
На рисунке 9 приведён пример, иллюстрирующий крепление горизонтального участка шинопровода к перекрытию.
Рисунок РШР-9. Крепление горизонтального участка шинопровода к перекрытию.
Более полную информацию по магистральным шинопроводам можно найти в следующих разделах:
«Каталоги и инструкции» - Документация по брендам для более подробного ознакомления с шинопроводами от производителей.
«Терминология» - Основные термины и определения из нескольких ГОСТ и ТУ.
«ГОСТ и ТУ» - Перечень основных стандартов и регламентов связанных с шинопроводом.
«Бренды» - В разделе наглядно указаны типы шинопровода которые есть у того или иного производителя.
«Серии» - Подробный обзор серий и моделей шинопровода
«Монтаж» - Приведены рекомендации по руководящим документам, а также ссылки на видео монтажа шинопроводов от различных производителей.
«Выбор» - Дана информация по основным подходам при выборе шинопроводов.
«Как заказать» - Описаны подходы в расчете и оценке стоимости проектов на основе шинопроводов.
«Поставщики» - Раздел предназначен для поиска и выбора поставщиков того или иного бренда.