Монтаж шинопроводных систем - Шинопроводы и токопроводы

Перейти к контенту
Статьи
Монтаж шинопроводных систем

Современным электроустановкам необходимы распределительные устройства, способные передавать большие электрические мощности, имеющие высокую степень надежности, удобные в эксплуатации, компактные и эстетичные в интерьере. Этим требованиям полностью удовлетворяют комплектные шинопроводные системы различных производителей.

Шинопроводные системы предназначены для передачи и распределения электроэнергии от источника (силовой трансформатор) к электроприемникам (распределительные щиты, различное технологичекое оборудование, осветительные приборы и установки) как в зданиях и помещениях любого назначения, так и расположенным под открытым небом. Шинопроводы подразделяются в зависимости от назначения на следующие основные группы: 1. Магистральные – для передачи больших мощностей от источника электроэнергии к распределительным шинопроводам и мощным электроприемникам.

2. Распределительные – для присоединения электро и технологического оборудования.
3. Троллейные – для подключения передвижных электропотребителей.
4. Осветительные – для запитки светильников и электроприемников малой мощности.

Каждая из этих групп шинопроводов имеет некоторые особенности монтажа.



Монтажная готовность узлов поставляемых комплектных шинопроводов намного выше, чем у традиционной кабельной проводки. В связи с этим стоимость и трудоемкость монтажа шинопровода значительно ниже, чем у сходных по характеристикам кабельных линий. Комплектующие шинопровода поступают с предприятия-производителя уже испытанными, прошедшими технический контроль и проверку на электрическую прочность, что значительно ускоряет проверку перед монтажом.

Для выполнения работ по монтажу шинопровода необходима небольшая бригада из 2-3 человек.



Качество выполнения монтажных работ оказывает большое влияние на такие важные факторы эксплуатации шинопроводных устройств, как их надежность и срок использования.

Сборка и монтаж всех комплектующих шинопровода должны производиться строго в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя данной продукции с соблюдением всех этапов технологической цепочки. В этом случае срок службы системы может составить 30 и более лет. Кроме того, если шинопровод смонтирован в соответствии с требованиями, это значительно снижает риск аварий в электроустановках, обусловленных возникновением коротких замыканий и неполнофазных режимов работы шинопровода. Последний способен вывести из строя дорогостоящее электрооборудование, подключенное к шинопроводу.

Монтаж шинопровода производится в соответствии с рабочим проектом электроснабжения объекта, который должен содержать план сети шинопровода, а также необходимые схемы с указанием трассы шинопровода, высотные отметки и виды прокладки (по стенам, колоннам и т.д.)



Процесс монтажных работ шинопроводных устройств состоит из двух основных этапов – подготовительного и монтажного.
В ходе подготовительного этапа выполняется разметка осей и мест размещения крепежных кронштейнов в помещении, где монтируется шинопровод. Распаковыва

ются коробки с комплектующими шинопроводной системы, проводится их осмотр на отсутствие дефектов. Тщательно проверяется маркировка секций, узлов и деталей комплекта шинопровода.



Пример маркировки шинопровода.
В комплект поставки обычно входят прямые секции, соединительные блоки, их компоненты, различные виды углов, блоки подачи питания, кронштейны крепления и другие узлы.



При осмотре токоведущих частей необходимо учесть, что видимые повреждения контактных поверхностей, трещины и сколы изоляции не допускаются. Особое внимание следует обратить на расположение фазных, нулевого и защитного проводников.

Выбор типа кронштейнов определяется способом прокладки шинопровода. Так ,при прокладке шинопровода вдоль стен, используются настенные кронштейны, при прокладке по колоннам кронштейны совместно с подвесами, при прокладке над полом – напольные стойки.

Рассмотрим порядок выполнения монтажных работ на примере одного из самых распространённых типов шинопровода – распределительного.

Сборки из секций закрытых шинопроводов в производственных и общественных помещениях устанавливаются на высоте не менее 2,5 м, в электротехнических помещениях (подстанциях, электрощитовых) это расстояние не нормируется. Расстояние между шинопроводами и параллельными им трубопроводами должно быть не менее 500 мм и не менее 100 мм при пересечении трубопроводом шинопровода.

При монтаже шинопровода используются грузоподъемные приспособления – электролебедки, ручные тали, мостовые краны соответствующей грузоподъемности, а также специализированные грузоподъемные траверсы для подъема удлиненных секций.



Монтаж шинопровода включает следующие основные операции:

  • крепление по магистрали опорных элементов крепления (кронштейнов, стоек, подвесов и т.д.). Расстояние по горизонтали между крепежными конструкциями для магистральных шинопроводов обычно не превышает 3 м, а расстояния между точками крепления вертикальных участков – 4 м;
  • сборку секций шинопровода в блоки, если это возможно. Монтаж шинопровода блоками снижает трудоемкость работ. Распределительные шинопроводы объединяют в блоки длиной до 30 м (10 секций), а троллейные – в блоки длиной 9-12 м (3-4 секции);
  • подъем и закрепление блоков шинопровода на кронштейнах. Для подъема секций применяют: мостовые или автомобильные краны, лебедки, ручные тали, подъемники. Монтаж начинают со сложных узлов – с вертикальных участков или присоединительных секций на подходах к силовому трансформатору. Установку вертикальных участков начинают с нижней угловой секции и затем ведут шинопровод вверх до отметки горизонтального участка. Горизонтальные участки шинопровода, секции с компенсатором и подгоночные секции монтируют в последнюю очередь. Для удобства доступа к крышкам , а также для улучшения условий охлаждения шинопровод устанавливают на расстоянии 50 мм от стен или других строительных конструкций помещения;
  • стыковка блоков секций между собой. В настоящее время для сборки секций между собой обычно применяются соединительные секции, что значительно упрощает процесс монтажных работ. Соединение токоведущих шин соседних секций производится с помощью болтового соединения;

Обычно сборка и установка закрытого распределительного магистрального шинопровода проводится в следующем порядке:

1. Осматриваются и подготавливаются к сборке прямые и соединительные секции, монтажный инструмент и крепежные детали. Контактные поверхности токоведущих частей необходимо протереть мягкой ветошью, смоченной уайт-спиритом или другим подобным растворителем.
2. На первую прямую секцию устанавливается соединительный блок, при этом наклейки маркировки секции и соединительного блока должны располагаться на одноименной стороне.

Контакты заземления прямой секции стыкуются с пазами соединительного блока, а боковые пластины соединительного блока должны накрывать уплотнительные ленты на контактах заземления прямой секции. Проверяется соосность конструкции.



Соединительный блок установлен на первую прямую секцию.





Затем к соединительному блоку таким же образом пристыковывается вторая прямая секция. После этого проверяется правильность собранного соединения. Соединительный блок не должен попадать внутрь перегородки здания, колонну или перекрытие.




Для проверки правильности сборки необходимо замерить расстояние между элементами, обозначенное стрелкой. Размер должен соответствовать указанному в чертежах в техническом описании шинопровода. Контактные поверхности соединительного блока и секций шинопровода должны доходить до упоров на контактах заземления секций.

Правильность сборки шинопровода можно проверить установкой крышки. При неправильной сборке крышка не станет на место и не защелкнется.

Электрическое соединение элементов шинопровода обычно выполняется посредством отдельного соединительного элемента, оснащенного болтом со срывной головкой, который гарантирует правильное усилие затяжки и надежное необслуживаемое соединение.



Болт со срывной головкой до монтажа после монтажа

1 – срывная головка болта ; 2 – цветная бирка.

Сжимные болты равномерно и последовательно затягиваются динамометрическим ключом с фиксацией болтов с обратной стороны. Момент затяжки болта должен соответствовать значению, указанному в инструкции производителя шинопровода. Применение обычного ключа в данном случае запрещено.

По окончании сборки шинопроводного устройства проводится его проверка и ввод в эксплуатацию. Для выполнения контрольных работ необходимы мультиметр, мегомметр на 500 В. и фазоуказатель.

Смонтированный шинопровод проверяется на соответствие монтажной схеме и схеме электрических соединений. Необходимо убедиться, что шинопровод не подвергается скручиванию и изгибу, секции расположены на требуемом расстоянии от элементов строительных конструкций и оборудования.

Проводится осмотр собранного шинопровода, в ходе которого проверяется сечение токоведущих элементов соединительных блоков и секций, а также расстояния между токоведущими проводниками и между проводниками и металлическим корпусом шинопровода.

Необходимо проверить момент затяжки болтовых соединений, не оснащенных срывными гайками. При проверке соединений со срывными гайками следует убедиться, что головки гаек сорваны.

Проверка изоляции смонтированной шинопроводной системы проводится на полностью обесточенном в соответствии с правилами электробезопасности шинопроводе. Сопротивление изоляции измеряется мегометром на 500 В. Замеры выполняются между фазами а также между каждой фазой и нейтралью. Сопротивление изоляции для шинопроводов напряжением до 1000 В не должно превышать 0,5 Мом для каждой линии.

Заземление шинопровода выполняется путем соединения проводником металлического корпуса с контуром заземления цеха или здания, где расположен смонтированный шинопровод.

Магистральные шинопроводы рассчитаны на большие токи до 6 300 А, их секции соответственно имеют больший вес и габариты по сравнению с распределительными. Для крепления узлов магистрального шинопровода применяются кронштейны большей грузоподъемности. В состав магистрального шинопровода ,как правило, входит специальная секция для подключения к питающему трансформатору.



Магистральный шинопровод монтируется по той же технологии, что и распределительный.

Троллейный шинопровод со скользящим токосъемником применяется для электроснабжения передвижных энергопотребителей, таких как краны, внутрицеховый электротранспорт, крупногабаритные станки.



Секция троллейного шинопровода KBH производства компании VAHLE



Пример электроснабжения мостового крана от троллейного шинопровода с подвижным токосъемником.
Секции троллейного шинопровода монтируются в скользящих и жестких подвесах, крепящихся к специальным кронштейнам, установленным на подкрановой балке или других опорных поверхностях.

Осветительный шинопровод применяется при монтаже подвесных систем освещения в торговых центрах, на выставках, в картинных галереях и т.п.



Монтаж осветительного шинопровода начинают с установки и крепления несущих и поддерживающих конструкций, затем выполняется стыковка и подвеска секций после чего к секциям подвешиваются и подключаются к сети шинопровода заранее заряженные светильники.

При проведении работ по монтажу шинопроводов необходимо строго выполнять требования правил охраны труда и техники безопасности. К монтажным работам на шинопроводных системах допускается только обученный персонал, аттестованный по технике безопасности и проинструктированный на рабочем месте по выполнению данного вида работ. Стропальщики, сварщики, электромонтеры, привлекаемые к монтажным работам, должны иметь соответствующие удостоверения на право проведения работ а также допуск к работам на высоте. Применяемые подмости и леса должны соответствовать требованиям СНИП. Работа с подкрановых балок и ферм , с моста крана допускается только при наличии ограждений или страховочного троса , выполняется по наряду-допуску.

По окончании монтажа составляется акт установленной формы. Шинопровод передается в эксплуатацию.
30.03.2016
Назад к содержимому