В этой статье мы расскажем о инновационном решении термоконтроля контактов от ООО «ТермоЭлектрика» с помощью термостикеров Lesiv L-Mark, которое позволяет существенно повысить надежность эксплуатации шинопроводов типа «сэндвич» с полимерной или воздушной изоляцией.
Контакты и контактные соединения (КиКС) являются слабым звеном любого электрооборудования. В шинопроводах с полимерной изоляцией типа «сэндвич» в силу конструкционных особенностей большое количество контактов и контактных соединений, перегрев которых может привести к нарушению целостности электрической сети, аварийному отключению, возгоранию или взрыву. Специально для контроля теплового состояния шинопроводов типа «сэндвич» (далее шинопровод) компания ООО «ТермоЭлектрика» разработала термостикеры Lesiv L-Mark.
Нагрев контактов и контактных соединений происходит из-за нарушения технологии монтажа шинопровода и его элементов: нарушения соосности и допустимого расстояния между секциями шинопровода, монтажа загрязненных элементов, неравномерного или неплотного прилегание стыковочных модулей, неправильной последовательность протяжки сжимных болтов, использования обычных ключей вместо динамометрических и даже отсутствия инженера шеф-монтажа.
В процессе эксплуатации КиКС шинопроводов подвергаются механическим и химическим воздействиям, тепловому расширению, что ведет к ослаблению болтовых соединений стыков, уменьшению контактной поверхности, возникновению оксидной пленки или нагара, увеличению переходного сопротивления и, как следствие, под действием тока нагрузки - к перегреву и разрушению контакта. С ростом температуры процессы ускоряются и переходное сопротивление возрастает еще больше, а прохождение токов короткого замыкания приводит к отгоранию контакта в кратчайшие сроки.
Токоведущие части шинопровода представляют из себя плотно сжатый изолированный пакет шин типа «сэндвич», который также нуждается в тепловом контроле. Превышение номинальной нагрузки вызовет перегрев, который спровоцирует ускоренное старение изоляции, пробой и короткое замыкание с соответствующими последствиями.
ИК-диагностика с помощью тепловизора для шинопровода проводится не чаще чем 1 раз в 3 года, а развитие дефекта КиКС произойдет быстрее, особенно при токах нагрузки близких к номинальным или токах КЗ. Тепловизор измеряет инфракрасную энергию, излучаемую повехностью объекта, и температура внутри шинопровода будет отличаться от измеренной. Также на измерение могут влиять погодные условия и нагрузка шинопровода на момент проведения измерений - при нагрузке менее 30% от номинальной тепловизионный осмотр не выявляет дефекты на ранней стадии их развития. Точность измерений будет зависеть от квалификации специалиста проводящего ТВК.
При этом контролировать и своевременно выявлять перегрев можно помощью простого и более эффективного средства -- системы визуальной индикации перегрева Lesiv L-Mark (рис.1). Она поможет сохранить работоспособное состояние на период всего срока эксплуатации шинопровода компания.
Рис.1 – Термостикер L-Mark Pro
Система состоит из однотемпературных и многотемпературных наклеек - термостикеров. Когда температура достигает установленного значения, наклейка меняет цвет с белого на черный. Для выявления перегрева достаточно одного взгляда.
После охлаждения индикатор сохраняет черный цвет, что позволяет зафиксировать температуру КиКС и выявить перегрев во время осмотра или технического обслуживания.
С помощью термостикеров L-Mark контроль теплового состояния шинопроводов проводится двумя методами:
Температура термостикера выбирается в соответствии с приложением 3 РД 34.45-51.300-97 “Объемы и нормы испытания электрооборудования» или в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного шинопровода.
Таблица 1
Контролируемый элемент |
Максимально допустимая температура, °C |
Превентивный мониторинг L-Mark |
|
Рекомендуемый тип однотемпературной наклейки |
Рекомендуемый тип многотемпературной наклейки |
||
Контакты,болтовые контактные соединения (кроме сварных и паяных), выводы из аппаратов |
|||
1. Контакты из Сu без покрытия |
75 |
60° |
60-70-80°, 50-60-70-80° |
2. Контакты из Cu с покрытием Sn |
90 |
70° |
70-80-90°, 60-70-80-90° |
3. Контакты из Cu c покрытием Ag или Ni |
105 |
80° |
90-100-110°, 80-90-100-110° |
4. Болтовые контактные соединения из Cu,Al и их сплавов без покрытий |
90 |
70° |
70-80-90°, 60-70-80-90° |
5. Болтовые контактные соединения с покрытием Sn |
105 |
80° |
90-100-110°, 80-90-100-110° |
6. Болтовые контактные соединения с покрытием Ag или Ni |
115 |
90° |
90-100-110°, 80-90-100-110° |
7. Выводы аппаратов из Cu, Al и их сплавов без покрытий |
90 |
60° |
70-80-90°, 60-70-80-90° |
8. Выводы аппаратов с покрытием Sn, Ni или Ag |
105 |
70° |
90-100-110°, 80-90-100-110° |
Кабели, кабельные муфты, шинопроводы |
|||
1. Кабели с изоляцией СПЭ |
90 |
60° |
70-80-90°, 60-70-80-90° |
2. Кабельные муфты. КЛ с изоляцией из пропитанной бумаги на напряжение до 6кВ |
65 |
50° |
50-60-70°, 50-60-70-80° |
3. КЛ с изоляцией из пропитанной бумаги на напряжение до 10кВ |
60 |
50° |
50-60-70°, 50-60-70-80° |
4. КЛ с изоляцией из пропитанной бумаги на напряжение до 35кВ |
50 |
50° |
50-60-70°, 50-60-70-80° |
5. КЛ с изоляцией из поливинилхлоридного пластика |
70 |
50° |
50-60-70°, 50-60-70-80° |
6. КЛ с изоляцией из полиэтилена и самозатухающего полиэтилена |
70 |
50° |
50-60-70°, 50-60-70-80° |
7. Токопроводы металлические без изоляции |
120 |
90° |
90-100-110°, 80-90-100-110° |
8. Токопроводы металлические с изоляцией класса Y |
90 |
60° |
70-80-90°, 60-70-80-90° |
9. Токопроводы металлические с изоляцией класса A |
105 |
70° |
90-100-110°, 80-90-100-110° |
10. Токопроводы металлические с изоляцией класса E |
120 |
90° |
90-100-110°, 80-90-100-110° |
Многотемпературные наклейки (рис. 2) позволяют совмещать оба метода контроля, а также оценивать состояние КиКС и шин шинопровода по избыточной температуре (превышению температуры контролируемого элемента над температурой аналогичных элементов, находящихся в одинаковых условиях):
● избыточная температура 5 - 10 °C - начальный дефект, который следует держать под контролем и принимать меры по его устранению во время проведения ремонта, запланированного по графику.
● избыточная температура 10 - 30 °C - развившийся дефект, который устраняют при ближайшем выводе электрооборудования из работы.
● избыточная температура более 30 °C - аварийный дефект, который требует немедленного устранения.
Контроль состояния КС по избыточной температуре является наиболее эффективным, т.к. позволяет выявить дефект на ранней стадии и избежать аварийного отключения.
Рис.2 – Термостикер L-Mark 4Т
При установке многотемпературных наклеек на секции шинопровода можно не только оценивать их состояние по избыточной температуре, но и фиксировать превышения допустимой нагрузки.
Серия термостикеров L-Mark состоит из наклеек различных размеров (с площадью термочувствительного слоя от 250 до 4000 мм²). Подходят для различных условий эксплуатации (присутствие капель масла и воды), в том числе на открытом воздухе (L-Mark HV).
Они обладают следующими преимуществами:
● расцветка - для цветового обозначения фаз согласно ПУЭ;
● высокая адгезия и эластичность материала - закрепляются на сложных поверхностях и не отклеиваются, исключая межфазное замыкание;
● высокая электрическая прочность и низкая горючесть - используются в электроустановках напряжением до 750 кВ;
● антистатичность - не накапливают статических зарядов и могут применяться на взрывозащищенном оборудовании;
● большая площадь термочувствительной поверхности- позволяет увидеть срабатывание с расстояния до 50 м без применения оптических приборов. Осмотр проводится без приближения к токоведущим частям на расстояния менее допустимых;
● устойчивость к механическим, химическим, электромагнитным воздействиям и эксплуатация на открытом воздухе во всех климатических зонах РФ (от -65оС);
● повышенный ресурс - срок службы 10 лет.
Установка термостикеров Lesiv L-Mark на шинопроводы типа «сэндвич» обеспечит постоянный контроль за состоянием контактов и КС, повысит точность тепловизионного контроля, позволит выявлять дефекты на ранних стадиях и избежать возгорания или аварийного отключения, которые могут повлечь за собой непредвиденные расходы на ремонт и потери при простое оборудования.
Производители, которые комплектуют шинопроводы термостикерами, повышают надежность своей продукции и технически опережают конкурентов. Также наклейки служат индикатором контроля превышения допустимых токов нагрузки и нарушений условий эксплуатации.
Подробнее консультацию по данной технологии можно получить, обратившись в компанию ООО «ТермоЭлектрика» по контактам указанным ниже:
ООО «ТермоЭлектрика»
Адрес:125040, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д.17, к.9
Телефон: +7 (495) 231-92-99
Сайт: https://thermoelectrika.com/
Почта: info@thermoelectrika.com
Время работы: пн-пт 9:00-18:00
10.09.2021