Область применения троллейного шинопровода распространяется на электроприемники требующие электропитания при движении по заданным траекториям, такие как, электрические тали, электроинструмент и станки.
Троллейный токоподвод практически не заменим в наземном и подземном транспорте на базе монорельсов, а так же применяется в системе электропитания подвесных дорог.
Троллейный шинопровод является наиболее популярным видом систем подвода питания мостовых и козловых кранов.
Ввиду своих конструктивных особенностей и возможности построения сложных линий, с вертикальными и горизонтальными изгибами, изолированными секциями и поворотными стволами, троллейный шинопровод практически не ограничен длиной, что позволяет использовать его в автозаводских линиях, портовых терминалах и развлекательно-игровых парках.
По определению троллейным шинопроводом принято считать устройство, которое состоит из медных контактных шин расчитанных на номинальный ток 35-400А и напряжением до 1000В, размещеных открыто или в защитном корпусе из поливинилхлорида, и подвижной тележки-токосъемника, которая перемещается вместе с подвижным устройством электроприемника.
В отличии от неизолированных крановых троллеев, прокладываемых открыто на изоляторах, троллейные шинопроводы безопасны в обслуживании. Не металлоемкие, и значительно компактней, с не большим межфазным расстоянием 20-50мм.
Основные преимущества троллейных систем.
· Экономическая целесообразность монтажа и эксплуатации, ремонтопригодность.
· Неограниченные длины пути троллейного шинопровода обеспечивают проектирование сложных линий.
· Увеличенный срок службы. Износ коллектора щеток сведен к минимуму благодаря непрерывной линии, что обеспечивает рост периода эксплуатации щеток, а перепады напряжения сводятся к нулю, что благоприятно сказывается как на состоянии самого шинопровода, так и на состоянии всего электрооборудования.
· Безопасность, как персонала, ввиду защиты от поражения током, так и пожаробезопасность обеспеченная исключением искрения и возгорания.
· Повышенная степень защиты. Защита от окружающей среды (дождь, ветер, снег и т. п.), где уплотнительные ленты снижают влияние пыли, коррозии, температуры и влажности.
· Возможность расширение системы, установка дополнительных опций, таких например как системы обогрева для защиты от обледенения и т.д.
Основные характеристики троллейных токоподводов:
· Номинальное рабочее напряжение: до 1000 В
· Номинальный ток:35-2000 А
· Частота сети: от 50 до 200 Гц
· Температурный режим:– 40 до +60 ℃
· Скорость перемещения: до 600 м/мин
· Степень защиты: IP 20..65
Обзор основных систем троллейных токоподводов.
Закрытый троллейный шинопровод
Конструктивно основными элементами закрытого троллейного шинопровода являются: секция прямая, клица промежуточная, компенсатор, траверса, токосъемник, соединитель, секция радиусная, зажим вводной и заглушка.
Троллейная система раздельного изолированного токопровода
Следующая троллейная система раздельного изолированного токопровода (шинопровода) поставляется для больших нагрузок, со скорость токоприёмника до 600 м/мин и состоит из:
Подвесная система кабельного токопровода
Подвесная система кабельного токопровода (гирлянда) – это один из способов подключения к электросети передвигающихся в процессе работы кранов, их элементов (например грузовая тележка) и отдельных подъемных механизмов. Кабельная «гирлянда» для кранов состоит из трех основных элементов:
Направляющая – задает направление движения тележки.
Кабельная каретка.
Кабель/провод.
Система тяжёлого кабельного токопровода
Система тяжёлого кабельного токопровода используется в жестких условиях эксплуатации при значительных нагрузках - это выходит за пределы технических возможностей стандартной конструкции, поэтому основу системы составляет кабельная тележка, которую располагают на швеллер, двутавровую балку или рельс (она состоит из несколько питающих и управляющих кабелей значительного сечения и массы). Состоит система так же в основном из:
Направляющая.
Кабельная тележка.
Кабель/провод.
Рынок троллейного шинопровода многообразен и для оценки свойств каждого бренда необходимо тщательно изучать каталоги каждого производителя. В целях сравнительной оценки приводим таблицу основных участников рынка троллейных токоподводов..
Сравнительная таблица характеристик производителей троллейных токоподводов:
Производитель |
Серия |
Номинальный ток, I |
Номинальное рабочее напряжение, U |
Кол-во полюсов, Р |
Стандартная длина, м |
Степень защиты, IP |
|
GRAZIADIO & C. S.p.A. |
|
MULTICONDUCTOR |
50-300А |
600В, 50/60Гц |
3-4-5-6-7 |
4 |
IP-23/44 |
PRODUCTOR |
50-400А |
600В, 50/60Гц |
до 10 |
4 |
IP-23 |
||
GIOVENZANA INTERNATIONAL B.V. WTC |
|
TR 85A/В |
40-200А |
600В, 50Гц |
4-5 |
3-4 |
IP-13/23 |
TR 60 |
40-60А |
600В, 50Гц |
4-5 |
3-4 |
IP-13/23 |
||
DEYLE GmbH |
|
Strombahn B |
16-100А |
500В, 50/60Гц |
до 9 |
1-4 |
IP-50 |
Strombahn D |
16-32А |
500В, 50/60Гц |
3 |
1-4 |
IP-23 |
||
Conductix-Wampfler GmbH |
|
Single FlexLine 0811 |
10-32-100А |
690В, 50Гц |
1-8 |
4 |
IP-23 |
Single FlexLine 0812 |
25-200-250-320-400А |
690В, 50Гц |
1-3-4-5 |
4 |
IP-21/23 |
||
Single FlexLine 0813 |
500-800-1.000-1.250 |
690В, 50Гц |
1-3-4-5 |
5 |
IP-21/23 |
||
Single FlexLine 0815 |
32-100А |
690В, 50Гц |
1-4-6-8-10 |
4 |
IP-21/23 |
||
MultiLine 0831 |
10-32-60-100-125 |
690В, 50Гц |
3-4-5 |
4 |
IP-21/23 |
||
EcoClickLine 0832 |
35-63-100-140-200 |
690В, 50Гц |
7 |
4 |
IP-23 |
||
MultiLine 0835 |
100А |
48 AC/DC, 500 AC |
2Р+PE |
4 |
IP-23 |
||
BoxLine 0842 |
10-35-60-100-140 |
690В, 50Гц |
4-5-7 |
4 |
IP-23/24 |
||
Osvaldo Cariboni Lecco S.p.A. |
|
MINI ATOLLO |
40-200А |
600В, 50/60Гц |
4-5 |
2-4 |
IP-13/23 |
ATOLLO |
70-200А |
600В, 50/60Гц |
4-5 |
2-4 |
IP-13/23 |
||
EAE Elektrik A.S |
|
ELineTB |
35-250А |
400В, 50/60Гц |
4-5 |
4 |
IP-44 |
URC-(A/C/S) |
90-120-140,250-400,500-800-1000А |
1000В, 50/60Гц |
моно |
4 |
IP-23 |
||
Legrand |
|
TS5 |
63-70-110-150/250А |
600В, 50/60Гц |
3L+N+PE/3L+PE |
1,5-3 |
IP-20 |
ОАО «Старооскольский завод электромонтажных изделий» |
|
ШМТ |
250-400 |
1000В, 50/60Гц |
моно |
3 |
IP-21 |
AKAPP - STEMMANN BV |
|
4Ductor |
35-50-80-125-160A |
400В, 50Гц |
4 |
4 |
IP-23/44 |
Multiconductor |
35-50-80-125-160A |
400В, 50Гц |
до 7 |
4 |
IP-23/44 |
||
Sacchi Longo |
|
PROFILO PORTANTE SERIE RN7 |
50-300А |
400В, 50Гц |
до 7 |
4 |
IP-23/44 |
PROFILO PORTANTE SERIE RNHS7 |
50-300А |
400В, 50Гц |
до 7 |
4 |
IP-23/44 |
||
VAHLE INC |
|
KBSL – KSL – KSLI |
40-200А/40-200А/40-60А |
600В, 50Гц |
6-10 |
4 |
IP-23/24/44/54 |
LSV-LSVG |
60-300 60-200А |
600В, 50Гц |
4-5 6-7/6-8 9-11 |
1-2-3-4 |
IP-23/24 |
||
KBHS-KBHF |
40-200А/40-100А |
600В, 50Гц |
4-5 |
4 |
IP-23/44 |
Разнообразие троллейных шинопроводов велико, и в качестве примера основных отличий приводим некоторые выдержки преимуществ декларируемые производителями токоподводов.
GRAZIADIO & C. S.p.A. |
|
|
Кронштейны MULTICONDUCTOR разработаны для разных условий: * оцинкованные, для внутренней установки, * лакированные для наружных или агрессивных средах * из нержавеющей стали, для всех установок на улице или агрессивных сред. |
|
Элемент профиля серии PRODUCTOR небольшого размера, всего 40X240 мм, но тем не менее допускает монтаж до 10 полюсов исполнения. |
||
GIOVENZANA INTERNATIONAL B.V. WTC |
|
|
В системе TR60 разработана максимально упрощенная технология монтажа на защелках, таким образом монтируется подвесная скоба на каждые 1,33 метра, а также соединительные муфты и муфты точки фиксации. |
DEYLE GmbH |
|
|
Тележки Strombahn B/D в пластиковом корпусе с двойным контактом на фазе, повышают искробезопасность и увеличивают срок службы тележки и всей системы. |
Conductix-Wampfler GmbH |
|
|
Неограниченное количество полюсов системы Single FlexLine 0811 и изоляционных материалов, могут быть скорректированы с учетом требования. Пластиковая изоляция окрашена желтым в соответствии с общими правилами маркировки, а защитное заземление - желтого цвета с зеленой полосой. |
|
Металлические части Single FlexLine 0813 доступны в меди или с морской устойчивостью алюминии, что позволяет эксплуатировать в портовых терминалах на номинальный ток до 1250А. |
||
Osvaldo Cariboni Lecco S.p.A. |
|
|
Для установки линии в зоне с вероятным ручным контактом применяются гибкие шторки серии MINI ATOLLO, тем самым увеличивая защиту с IP-13 до IP-23. |
EAE Elektrik A.S. |
|
|
Долговечность системы URC-(A/C/S) обеспечивается благодаря «^»-образной вставке из нержавеющей стали внутренний части профиля и наружной части контакта токосъемника. |
Legrand |
|
|
Графитовые щетки создают необходимое нажатие при перемещении троллея по шинопроводу TS5, а фазные разделители исключают межфазное замыкание. Пластмассовые узлы испытаны раскаленной нитью по МЭК 60695-2-10 и обладают классом огнестойкости V1 согласно UL94. |
ОАО «Старооскольский завод электромонтажных изделий» |
|
|
В стандартном исполнении в серии ШМТ кронштейн и зажимы опционально изготавливаются для трехфазной линии, но под заказ возможно изготовление любого количества полюсов. |
AKAPP - STEMMANN BV |
|
|
Гибкая лента системы Multiconductor AS7 защищает от пыльной и влажной и химически агрессивной среды. Эта лента рекомендуется для конкретной отрасли, например, для наружной установки. Бетонные и кирпичные заводы, хранения и перевалки угля, молочные, магазин электроники. Установка ленты AS7 обеспечивает соответствие системы IP44. |
VAHLE INC |
|
|
Боковое расположение изоляторов и медных проводников позволяет установить от 4 до 7 проводников в сери LSV и от 6 до 11 проводников в корпусе серии LSVG. |
Нагревательный провод (1) закладывается в специальные изолированные полости шинопровода КВН, обеспечивая безопасную работу в условиях низких температур и высокой влажности. |
Преимущества троллейных токоподводов привели к вытеснению и замене морально устаревших не изолированных крановых троллеев, прокладываемых открыто на изоляторах с присущими недостатками приводящими к большим межфазным расстояниям (250-450 мм), металлоемкости и небезопасными в эксплуатации. Троллейные шинопроводы выполнены с небольшими межфазными расстояниями (22—50 мм), компактны и безопасны в эксплуатации.
09.03.2016