+7(499)677-22-59
Показать меню
Скрыть меню

Распределительный шинопровод

Шинопровод распределительный предназначен для распределения электрической энергии и представляет собой комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал.

Общие описания и условия применения приведены в документах:
ГОСТ Р 6815-79 «Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на U до 1000А». ГОСТ Р 51321_2-2009 «Устройства комплектные Часть 2 Дополнительные требования к шинопроводам». ОСТ 36-115-85 «Шинопроводы переменного тока на напряжение до 1000 В и постоянного тока на напряжение до 1200 В. Классификация»

Примеры распределительных шинопроводов.

Примеры распределительных шинопроводов. Примеры распределительных шинопроводов.

Примеры распределительных шинопроводов. Примеры распределительных шинопроводов.

Примеры распределительных шинопроводов. Примеры распределительных шинопроводов.

ГОСТ 6815-79 «Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на напряжение до 1000 В Общие технические условия, Mains and distribution busways up to 1000 V a. c. General specifications» определяет требования к распределительным и магистральным шинопроводам.

Магистральные шинопроводы рассмотрены в разделе «<Магистральные шинопроводы».

В данном разделе перечислены важнейшие параметры распределительных шинопроводов, их основные конструктивные элементы, проиллюстрированы правила именования секций, применяемые производителями, приведены рисунки секций.

Полный текст ГОСТ 6815-79 можно найти на сайте http://shinoprovod.ru/library/gost-i-tu/files/681579.pdf.

Общие технические условия

Шинопроводы по назначению подразделяются на:

• распределительные, предназначенные для распределения электрической энергии;

• магистральные, предназначенные для передачи электрической энергии от источника к месту распределения (распределительным пунктам, распределительным шинопроводам) или мощным приемникам электрической энергии.

Отличия между распределительными и магистральными шинопроводами достаточно условны. Потребители могут подключаться и к магистральным, и к распределительным шинопроводам. При любом подключении между трансформатором и шинопроводом, распределительным щитом и шинопроводом, шинопроводом и потребителем (или между ветвями шинопровода) могут устанавливаться устройства учёта электроэнергии и устройства безопасности. В качестве условной границы между магистральными и распределительными шинопроводами можно рассматривать силу тока. До 800 — 1000 А — скорее распределительные шинопроводы, свыше 800 — 1000 А — скорее магистральные. «Родство» этих двух типов шинопроводов нашло отражение и в том, что они включены в один стандарт.

Ниже в разделе все основные таблицы стандарта приведены полностью, для всех токов, от 100 до 6300 А.

По конструктивному исполнению шинопроводы подразделяются на:

• трехфазные;

• трехфазные с нулевым рабочим проводником;

• трехфазные с нулевым рабочим и нулевым защитным проводником.

Номинальные токи шинопроводов, соединяемых переходными секциями или устройствами, не должны превышать отношения 2:1.

Номинальные токи вводных секций или коробок распределительных шинопроводов должны соответствовать номинальным токам шинопроводов или удвоенному их значению в зависимости от места подвода питания в начале или середине линии.

Необходимая номенклатура элементов шинопроводов должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.

Номинальные токи шинопроводов, соединяемых переходными секциями или устройствами, не должны превышать отношения 2:1.

Номинальные токи вводных секций или коробок распределительных шинопроводов должны соответствовать номинальным токам шинопроводов или удвоенному их значению в зависимости от места подвода питания в начале или середине линии.

Необходимая номенклатура элементов шинопроводов должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.

Номинальные токи шинопроводов и их ответвительных устройств (коробок, штепселей, ответвительных секций) должны соответствовать указанным в таблице РШТ-1.

Таблица РШТ-1. Номинальные токи шинопроводов и ответвительных устройств.

Номинальный ток шинопровода, А

Номинальный ток шинопровода

Номинальный ток ответвительного устройства

100

10; 16; 25; 63

160

16; 25; 63; 100

250

25; 63; 100; 160

400

65; 100; 160; 250

630

63; 100; 160; 250; 400

1000; 1250

250; 400; 630

1600; 2000

250; 400; 630; 1000

2500; 3200

400; 630; 1000; 1600

4000; 5000

400; 630; 1000; 1600; 2500

6300

400; 630; 1000; 1600; 2500; 4000

Расчетные длины прямых секций (расстояния между осями контактных соединений) следует выбирать из ряда: 0,75; 1,00; 1,50; 2,00; 3,00; 4,50; 6,00 м.

Механическая прочность шинопроводов и устройств для их крепления должна обеспечивать установку этих устройств (при прокладке шинопроводов на горизонтальных прямолинейных участках) на расстоянии не менее 3 м друг от друга.

Шинопроводы в рабочем положении должны выдерживать сосредоточенную нагрузку от внешних воздействий, указанную в таблице РШТ-2. Значение остаточной деформации шинопроводов не должно превышать 3 мм на 1 м длины пролета.

Таблица РШТ-2. Сосредоточенная нагрузка на шинопровод.

Номинальный ток шинопровода, А

Нагрузка, Н,

не менее

в вертикальной плоскости

в горизонтальной плоскости

До 250

200

-

От 250 до 1000

450

450

1000 и более

900

450

Степень защиты по ГОСТ 14254 (Степени защиты, обеспечиваемые оболочками, код IP, см. подраздел «Степень защиты от проникновения») токоведущих частей шинопроводов (в собранном виде) должна быть установлена в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.

Нулевой проводник шинопроводов должен иметь проводимость:

• для шинопроводов на ток до 250 А — 100 % проводимости фазных шин;

• для шинопроводов на ток 250 А и более — не менее 50 % проводимости фазных шин.

Температура нагрева токоведущих частей и элементов корпуса шинопровода номинальным током, установленным с учетом эффективного значения температуры окружающего воздуха, соответствующей климатическому исполнению по ГОСТ 15543, не должна превышать значений, указанных в табл. РШТ — 3.

Таблица РШТ — 3. Температура нагрева токоведущих частей и
элементов корпуса шинопровода номинальным током.

Наименование частей шинопровода

Температура нагрева

Шины

95 °С

Разборные и неразборные контактные соединения

По ГОСТ 10434

Разъемные контактные соединения

100 °С

Корпус

По техническим условиям на шинопроводы конкретных типов

Шинопроводы должны выдерживать однократное воздействие трехфазного тока короткого замыкания, значения которого указаны в таблице РШТ-4.

Таблица РШТ — 4. Значения токов короткого замыкания.

Номинальный ток, А

Амплитудное значение тока короткого замыкания в первый полупериод, кА, не менее

Действующее значение
периодической составляющей тока короткого замыкания, кА, не менее

Время действия однократного тока короткого замыкания, с

100; 160

7

4,0

0,3

250

10

50

400

15

7,5

630

25

12,5

1000; 1250

30

15,0

0,5

1600; 2000

50

25,0

2500; 3200

70

30,0

4000; 5000

100

45,0

6300

170

75,0

Средняя наработка до отказа разъемных контактных соединений ответвительных устройств шинопроводов ‑ не менее 1000 включений.

Критериями отказа разъемных контактных соединений ответвительных устройств шинопроводов являются:

• наличие повреждений разъемных контактных соединений, препятствующих включению и отключению ответвительных устройств;

• нагрев номинальным током разъемных контактных соединений свыше 100 °С.

Установленная безотказная наработка шинопроводов должна составлять не менее 12 000 ч.

Критериями отказа шинопроводов являются:

• пробой изоляции;

• воспламенение элементов шинопроводов;

• отделение (выброс) горящих, раскаленных или расплавленных частиц элементов шинопроводов.

В данном разделе приведены самые основные параметры шинопроводов. Более подробная информация и ссылки на связанные ГОСТы можно найти в ГОСТ 6815-79.

Технические характеристики шинопроводов многочисленны.

На рисунке рисунок РШР-1 приведены технические характеристики распределительных шинопроводов KLM-R с алюминиевыми шинами, на рисунке РШР-2 — с медными.

Рисунок РШР-1
Рисунок РШР-1. Технические характеристики распределительных шинопроводов KLM-R с алюминиевыми шинами.

Рисунок РШР-2
Рисунок РШР-2. Технические характеристики распределительных шинопроводов KLM-R с медными шинами.

Сравним пиковый ток короткого замыкания по ГОСТ 6815-79 для шинопровода с номинальным током 630 А с пиковым током, который выдерживает шинопровод KLM-R, предназначенный для работы с тем же номинальным током 630 А.

По ГОСТ пиковый ток, который должен выдерживать шинопровод — 25 кА, KLM-R выдерживает 93 А.

По ГОСТ действующее значение тока КЗ — 12,5 А, для KLM-R — действующее значение тока КЗ — 47 А.

Так что по этим параметрам KLM-R превосходит ГОСТ.

Основные элементы распределительных шинопроводов

Основными элементами распределительных шинопроводов являются:

а) прямые секции — для прямолинейных участков линии, имеющие места для присоединения одного или двух ответвительных устройств для секций длиной до 2 м включительно, двух, трех, четырех или более — для секций длиной 3 м;

б) прямые прогоночные секции — для прямолинейных участков линий, где присоединение ответвительных устройств не требуется;

в) угловые секции — для поворотов линии на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

г) вводные секции или вводные коробки с коммутационной, защитной и коммутационной аппаратурой или без нее — для подвода питания к шинопроводам кабелем, проводами или шинопроводом;

д) переходные секции или устройства — для соединения двух шинопроводов на различные номинальные токи или шинопроводов разных конструкций;

е) ответвительные устройства (коробки, штепсели) — для разъемного присоединения приемников электрической энергии. Коробки должны выпускаться с разъединителем, с разъединителем и с предохранителями или с автоматическим выключателем;

ж) — в ГОСТ действующей редакции элемент исключен. Пункт сохранён, чтобы сохранить нумерацию элементов распределительных шинопроводов, принятую в ГОСТ 6815-79;

з) присоединительные фланцы — для сочленения оболочек шинопроводов с оболочками щитов или шкафов;

и) торцовые крышки (заглушки) — для закрытия торцов крайних секций шинопровода;

к) устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений.

В качестве примера рассмотрим распределительные шинопроводы KLM-R на токи 100 — 800 A компании KLM.

Распределительные шинопроводы KLM-R компании KLM на токи до 800 А

Наименование и обозначения секций KLM-R

Наименование секций KLM-R и их соответствие элементам распределительного шинопровода по ГОСТ 6815‑79 приведено в таблице РШТ — 5.

Таблица РШТ — 5. Наименование секций KLM-R и их соответствие элементам распределительного шинопровода по ГОСТ 6815-79.

Наименование секции

Обозначение секции

Позиция элемента (секции) по ГОСТ 6815-79

1

Прямая секция стандартного размера

FE

б)

2

Прямая секция с окнами отбора мощности

Pi

а)

3

Компенсационная секция

CML

е)

4

Секция угловая горизонтальная стандартная

CD

в)

5

Секция угловая вертикальная стандартная

CP

в)

6

Секция Z-образная горизонтальная

ZD

7

Секция Z-образная вертикальная

ZP

8

Секция тройниковая горизонтальная

TD

в)

9

Секция тройниковая вертикальная

TP

в)

10

Секция угловая комбинированная

ZDP

в)

11

Заглушка концевая

EC

и)

12

Секция присоединительная к панелям

ATSC

з)

13

Секция присоединительная с вертикальным углом

ATCP

з)

14

Секция центральная питающая

AC

г)

15

Секция присоединительная с горизонтальным углом

ATCD

з)

16

Коробка концевого питания

FEB

з)

17

Гибкая секция

FLX

и)

18

Комплект для огнестойкой проходки

FB

к)

19

Стыковочный элемент

G

д)

20

Редукционная секция

RE

ж)

21

Коробка отбора мощности Bolt-on

BB

е)

22

Коробка отбора мощности Plug-in

PB

е)

23

Стыковочный элемент для коробки отбора мощности Bolt-on

GF

е)

Таблица показывает, что:

• состав элементов распределительных шинопроводов KLM-R является подмножеством элементов шинопроводов KLM-S;

• в целом состав элементов шинопроводов по ГОСТ и состав секций шинопроводов KLM-R совпадает.

Подгонка линий шинопровода до необходимой длины осуществляется для KLM-R секциями нестандартной длины. Учитывая, что ГОСТ допускает расширение номенклатуры элементов шинопровода в конкретном применении, состав секций вполне удовлетворяет требованиям стандартизации.

Коды секций шинопровода KLM-R

Код секции имеет вид:

<Тип шинопровода>-<Код шинопровода>-<Материал шинопровода>-<Степень защиты>-<Количество изолированных проводников>-<Материал корпуса>-<Обозначение секции>-{Примечания к нестандартной секции}.

Все параметры, входящие в код секции, за исключением последнего, обязательны. Для некоторых секций «примечания к нестандартной секции» могут иметь значения, отличные от приведенных в таблице РШТ — 9.

Тип шинопровода — KLM-R.

Обозначение секции — по таблице РШТ — 5.

Допустимые значения остальных параметров приведены в таблицах РШТ — 6 — РШТ — 9.

Таблица РШТ — 6. Код шинопровода.

Код шинопровода

Номинальный ток, А

00

100

01

160

02

250

03

315

04

400

05

500

06

630

08

800

Таблица РШТ — 7. Материал проводника (шин).

Код

Материал

Al

Алюминий

Cu

Медь

Таблица РШТ — 7. Степень защиты.

Код

Степень защиты

55

IP55

Таблица РШТ — 7. Количество изолированных проводников.

Код

Проводники

3

3L + PE (корпус)

4

3L + N + PE (корпус)

5

3L + N + PE

6

3L + 2N + PE

Таблица РШТ — 8. Материал корпуса шинопровода.

Код

Материал

1

Оцинкованная сталь

2

Крашеный корпус

3

Алюминиевый корпус

4

Нержавеющая сталь

Таблица РШТ — 9. Примечания к нестандартной секции.

Код

Значение

S1

Нестандартный элемент размером по одной грани вдоль оси от 500 до 999 мм

S2

Нестандартный элемент размером по одной грани вдоль оси от 1000 до 1999 мм

S3

Нестандартный элемент размером по одной грани вдоль оси от 1999 до 2999 мм

SA

Нестандартный элемент по значению угла

Пример:

KLM-R

-

06

-

CU

-

55

-

4

-

1

-

FE

-

S2

Секция магистрального на номинальный ток 630 А, материал шин — медь, степень защиты, обеспечиваемая оболочкой — IP55, четыре проводника 3L + N + PE (корпус), корпус из оцинкованной стали, нестандартная прямая секция размером по одной грани вдоль оси от 1000 до 1999 мм.

Примеры секций шинопровода KLM-R

Рисунок РШР-3
Рисунок РШР-3. Секция стандартного размера FE.

Рисунок РШР-4
Рисунок РШР-4. Прямая секция Pi с окнами отбора мощности.

Секция Pi используется для передачи и распределения энергии и позволяет без сложных монтажных работ устанавливать коробки отбора мощности в специализированные окна отбора мощности.

Максимальный ток, который можно снять с одного окна отбора мощности — 250А.

Рисунок РШР-5
Рисунок РШР-5. Компенсационная секция CML.

Компенсационная секция предназначена для компенсации теплового расширения на прямых трассах шинопровода длиной более 200 метров.

Рисунок РШР-6
Рисунок РШР-6. Секция присоединительная к панелям ATSC.

Секция присоединительная используется для ввода в панель и подключения шинопровода к сборным шинам щита. Возможно использование секции для подключения к масляному трансформатору.

Рисунок РШР-7
Рисунок РШР-7. Гибкая секция FLX.

Гибкая секция используется для прохождения трассы шинопровода через деформационный шов здания с перепадами уровня трассы. Элемент возможно изготовить с нестандартными размерами:

1. Длина гибкой части.

2. Различные положения шин на входе и на выходе шинопровода.

Рисунок РШР-8
Рисунок РШР-8. Редукционная секция RE.

Крепление распределительных шинопроводов

Как правило, производители шинопроводов вместе со стандартными и нестандартными секциями поставляют все крепежные изделия, необходимые для монтажа шинопровода в соответствии с требованиями ПУЭ и других стандартов.

На рисунке 9 приведён пример, иллюстрирующий крепление горизонтального участка шинопровода к перекрытию.

Рисунок РШР-9
Рисунок РШР-9. Крепление горизонтального участка шинопровода к перекрытию.


Более полную информацию по магистральным шинопроводам можно найти в следующих разделах:
«Каталоги и инструкции» - Документация по брендам для более подробного ознакомления с шинопроводами от производителей.
«Терминология» - Основные термины и определения из нескольких ГОСТ и ТУ.
«ГОСТ и ТУ» - Перечень основных стандартов и регламентов связанных с шинопроводом.
«Бренды» - В разделе наглядно указаны типы шинопровода которые есть у того или иного производителя.
«Серии» - Подробный обзор серий и моделей шинопровода
«Монтаж» - Приведены рекомендации по руководящим документам, а также ссылки на видео монтажа шинопроводов от различных производителей.
«Выбор» - Дана информация по основным подходам при выборе шинопроводов.
«Как заказать» - Описаны подходы в расчете и оценке стоимости проектов на основе шинопроводов.
«Поставщики» - Раздел предназначен для поиска и выбора поставщиков того или иного бренда.


Правила портала и отказ от ответственности
Copyright © Информационный специализированный ресурс Шинопровод.ру
Проект B2B-Studio.ru
Рейтинг@Mail.ru
Запрещается полное или частичное копирование информации без письменного разрешения администрации сайта
Перейти к полной версии Перейти к мобильной версии