+7(499)677-22-59
Показать меню
Скрыть меню

Статьи
Огнезащитные барьеры шинопроводов

Тема пожарной безопасности актуальна всегда, во всех отраслях и практически для всего спектра электротехнического оборудования. Почти в любом здании можно найти проблемные зоны по которым возможно распространения огня, дыма между этажами и комнатами внутри одного здания. При возникновении очага возгорания, скорость распространения огня можно значительно сократить путем правильной организации противопожарной защиты.

Конструкция шинопроводов обладает одними из лучших противопожарных характеристик. Монтаж шинопроводов часто осуществляется между стенками помещений и этажных перекрытий, и важно обеспечить изоляцию потенциальных путей для распространения огня. Для обеспечения защиты от огня в различных проходах между перекрытиями используют огнезащитные барьеры шинопроводов.

В данном обзоре мы рассмотрим основные понятия огнезащиты зданий в местах прокладки шинопроводов, а также примеры огнезащитных барьеров для проходок шинопроводов от некоторых производителей.

Современная система шинопровода представляет собой пожарозащищенную конструкцию, в которой материалы, поддерживающие воспламенение и горение, составляют не более 15%.

В случае возникновения пожара проходка шинопровода способна сдерживать раскаленные газы и пламя, но только определенный промежуток времени. Как правило, максимальное время, указанное в сертификате жесткого токопровода, составляет не более 180 минут. Данный параметр не должен использоваться, как определяющий фактор, чтобы игнорировать требования пожарной безопасности к проходам шинопроводов при их размещении или замене. Температура в зоне пожара может достигать до +1000С и более (в зависимости от материалов, которые участвуют в процессе горения), тогда как температура плавления и горения изоляции шинопровода достигает всего лишь +150…+220 градусов. Поэтому в реальности сдерживать огонь шинопровод может меньший промежуток времени.

В процессе прокладки шинопроводов в зданиях с нормируемым пределом огнестойкости, необходимо соблюдать меры противопожарной защиты объекта:

· Для предупреждения распространения огня между помещениями зоны прокладки жесткого токопровода следует обеспечить перекрытиями с защитными функциями.

· Соблюсти регламент испытательных мероприятий, указанный ГОСТе Р 53310-2009. Также необходимо выдержать регламент, обозначенный в другой спецификации - ГОСТе Р 51321.2-2009 (МЭК 60439-2:2005).

· Значения граничной огнестойкости шинопровода не должны быть меньше предельной огнеустойчивости перекрытий.

Проблемы распространения огня по всему зданию вдоль шинопроводов

В случае возникновения пожара, шинопровод не должен быть той дорожкой, по которой огонь распространяется по всему зданию. В настоящее время сертификация на наличие огнестойкой конструкции не является обязательной, поэтому не все производители кабельной продукции обеспечивают проходы шинопроводов специальным защитным барьером. Отсутствие такого барьера может повлечь за собой распространение огня между комнатами внутри одного здания.

Что представляет собой огнезащитный барьер шинопровода?

Огнезащитный барьер – огнестойкая конструкция, сдерживающая распространение огня и газов в зонах прохождения шинопровода между помещениями. Противопожарная преграда обладает регламентированным пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности.

В качестве такой защиты могут использовать минеральные или силикатные плиты, скрепленные термостойким клеем, минеральная вата, фольга, другие негорючие материалы. Огнестойкая защита шинопровода способна выдерживать температуру +1200С. Время сохранения огнестойких параметров: до 4-часов.

Понятия огнестойкости шинопроводов

Огнестойкость шинопровода – способность изделия в условиях пожара удерживать первоначальные характеристики. Параметры каждого шинопровода производители указывают в соответствующих документах (сертификатах).

Максимальное время устойчивости к высоким температурам, на которое рассчитана проходка жесткого токопровода – 180 минут (3 часа).

Предел огнестойкости – временной отрезок от момента воздействия повышенных температур (открытого огня) до наступления одного из граничных условий, регламентированных к данному объекту

Согласно требованиям, изложенным в ГОСТ 53310-2009, в момент проверки огнеустойчивости мест пролегания шинопровода определяются следующие граничные состояния:

· Критическая температура нагревания защитного короба в неотапливаемом участке - (Т)

· Потеря теплоизолирующих характеристик в результате повышения температуры на необогреваемой поверхности заделочного материала выше, чем на 140 градусов - (I)

· Полная или частичная потеря целостности заделочного материала из-за возникновения в конструкции прохода пробоин, сквозь которые попадают дым и огонь – (Е).

Также, устойчивость коридоров прохождения шинопровода сквозь стеновые перегородки и перекрытия регламентируется ДСТУ Б В.1.1-8:2003 «Защита от пожара. Кабельные проходки. Метод испытания на огнестойкость».

Характеристики различных шинопроводов, с точки зрения огнестойкости:

Шинопровод

Характеристики

материала

Температура плавления, tС

Предел текучести

Удельное сопротивление материала, Ом*мм2/м

Примечание

Алюминиевый

Мягкий, непрочный

+600

низкий

0,028

Алюминиевые корпуса шинопроводов хорошо отводят тепло и работают как радиаторы, не позволяя токопроводящим частям сильно нагреваться

Медный

Пластичный с высокой теплопроводностью

+1085С

средний

0,017

Используются для построения электросетей в зданиях с большой плотностью распределения электроэнергии на этажах или между ними. Они применяются в условиях повышенных требований к электробезопасности.

Стальной

Свойства зависят от объема примесей

+1300..+1500

высокий

0,1

Используются редко.

Виды огнезащитных барьеров для шинопроводов

Огнезащита шинопроводов обеспечивается двумя способами:

1. Огнезащитные проходки от производителей шинопровода

2. Строительный вариант – во время прокладки шинопровода производятся работы по обеспечению огнезащиты шинопроводов. Такие работы включают следующие мероприятия:

· Зазоры в местах прохода шинопровода через стены и перекрытия заделываются изолирующим негорючим материалом;

· Большие проемы дополнительно изолируются минеральной ватой, базальтными материалами или фольгой;

· Конструкцию шинопроводов располагают на высоте не менее 3,5 метров.

Недостатки строительного варианта:

Данный способ обеспечения огнезащиты шинопровода в местах прохождения через стены экономически более затратный, так как требует дополнительных расходов на приобретение защитных плит и других материалов. Кроме того, заделка мест прохода шинопровода паклей с последующим оштукатуриванием стен или использование компаунда - не соответствуют противопожарным нормам.

Особое внимание стоит уделить случаям, когда для обеспечения огнезащиты шинопровода строительная организация предлагает заделку зазоров и проходок огнеупорной монтажной пеной. Подобный продукт, даже если на упаковке он обозначен, как «противопожарный» или «огнеупорный», все равно является горючим материалом.

Монтажную пену запрещено использовать, если в рабочей документации по проекту или нормативных актах обозначено требование заделывания зон инженерных коммуникаций термоустойчивым (негорючим) составом. Еще одним важным доказательством того, что огнеупорную монтажную пену нельзя использовать в качестве огнезащитного барьера при прокладке шинопровода, является добровольная сертификация данного продукта на соответствие противопожарным нормам. Тогда как, конструкции заполнения зон прохождения инженерных коммуникаций, в том числе жесткого токопровода и кабельных каналов, должны иметь обязательное и регламентированное подтверждение соответствию противопожарным нормам.

Конструкция огнезащитного барьера на примере бренда Metaenergy

С целью предотвращения распространения огня и продуктов горения через стены и коридоры пролегания шинопровода, производитель использует специальную защиту из минеральных блоков. Такие блоки изготавливаются с учетом конструктивных особенностей шинопровода, что значительно ускоряет и упрощает монтаж. В качестве соединения плит применяется термостойкий клей. Данная огнезащита противостоит высокой температуре до +1200С до трех часов.

Соединительные блоки барьера Metaenergy состоят из защитных крышек, уплотнителя, элементов соединения шин, крепежа (шайба, болт). Места соединения блоков не нуждаются в обслуживании и служат на протяжении всего срока эксплуатации шинопровода.

Преимущества огнезащитного барьера Metaenergy:

· Полная защита от пыли

· Защита от внутренних повреждений

· Защита от контакта с внешними факторами

· Защита от водяных струй с любых направлений.

Какие требования производителей шинопроводов нужно соблюсти для правильного применения и обеспечения нужной огнестойкости.

Для обеспечения нужной огнестойкости защитного барьера производители рекомендуют соблюдать правила монтажа и техники безопасности. Прежде, чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с инструкцией по установке огнезащитного барьера, рассчитать место установки прохода и наметить место сборки шинопровода. Центр прохода должен обязательно совпадать с центром проема стены или перекрытия и соответствовать его толщине.

Обзор противопожарных барьеров производителей шинопровода

Противопожарные барьеры шинопроводов Siemens

Система шинопроводов SIVACON 8PS. Противопожарный барьер устанавливается заказчиком с плитами противопожарного барьера, минеральной ватой, фольгой Майлар и крепежными винтами.

Доступно только для одинарных систем от LX.01... до LX.07 …

Огнезащита

Характеристики барьера:

· Длина [ìì] - L = 700

· Для системы - LX.01... -LX.07...

· Тип1) - LX....-S120-MOS.

Противопожарный барьер должен размещаться таким образом, чтобы всегда находиться в противопожарной стене/перекрытии или перед противопожарной стеной/перекрытием. Следует соблюдать указанные максимальные расстояния крепления. Недопустимо, чтобы противопожарный барьер был не полностью утоплен в противопожарную стену/перекрытие.

Противопожарные барьеры шинопроводов НТЦ Энерго-Ресурс

Для предотвращения распространения огня и продуктов горения компания предлагает использовать специальную защиту – минеральные огнестойкие плиты с конфигурацией шинопровода, скрепляемые термоустойчивым клеем в местах соединения. Испытания показали, что используемая огнезащита является экологически чистым продуктом, не выделяет вредных веществ в случае возникновения пожара. Дополнительно: огнезащитный барьер может комплектоваться металлическими фланцами для закрытия стенного проема. Устойчивость к температуре в диапазоне от -270С до +1200С. Предел огнестойкости: до 240 минут.

Огнезащита

Варианты огнезащиты НТЦ Энерго-Ресурс:

Артикул

Наименование

Тип шинопровода

8720 01 00

Огнезащитный барьер ОЗБ-1

одинарный

8720 02 00

Огнезащитный барьер ОЗБ-2

двойной

8720 03 00

Огнезащитный барьер ОЗБ-3

тройной

Противопожарные барьеры шинопроводов C&S Electric

Шинопровод воздушный Metobar C&S Electric. В качестве огнезащиты компания предлагает специальные секции с огнезащитным барьером для установки в проходах через стены и перекрытия.

Характеристики:

Длина 1 секции: L1=240 мм.

Стандартная длина L секции с огнезащитным барьером: 1000 мм.

Предел огнестойкости: 120 минут.

Огнезащита

Противопожарные барьеры шинопроводов POGLIANO BUSBAR

Шинопровод POGLIANO BS BLINDO SBARRA® 250А - 1000А. Компания предлагает огнезащитный барьер FIREBARRIERS, который может устанавливаться в вертикальном или горизонтальном положении. Секции с огнезащитными барьерами разработаны в соответствии с DIN 4102-9. Данные конструкции применяются с целью разделения двух частей секции, проходящей через стену или плиту пола. Толщина барьера может быть от 180 до 320мм.

Огнезащита

Противопожарные барьеры шинопроводов Legrand

Противопожарные барьеры EZ-Path® позволяют быстро прокладывать кабели и шинопровод без ухудшения противопожарных характеристик. Данная система обладает полной герметичной и не требует дополнительного обслуживания в течение срока эксплуатации шинопроводов. Обладает специальной защитой от проникновения газов из систем автоматического газового пожаротушения. В серию Cablofil EZ-Path® входят модули трех типоразмеров и многочисленные аксессуары для быстрой и простой установки, не требующей специальных инструментов и квалификации.

Противопожарные барьеры шинопроводов Eaton

Шинопроводы Power Xpert® серии MP оснащаются огнезащитными барьерами, которые препятствуют распространению огня и продуктов горения при проходе сквозь стены или потолки. Внутренние огнезащитные барьеры изготовлены в виде уплотнений, разбухающих под воздействием пламени. Для дополнительной безопасности кожух шинопроводов средней мощности оборудован блокируемыми крышками категории воспламеняемости UL-94 V-O, которые выделяют мало дыма при горении и не содержат галогенов, что исключает образование токсичного дыма. Предел огнестойкости огнезащитных барьеров – 240 мин.

Противопожарные барьеры шинопроводов Русский Шинопровод

Шинопровод серии BBR. Огнезащитный барьер используется для защиты от проникновения пламени сквозь стенки и перекрытия по пути шинопровода. Данная защита может монтироваться с шинопроводами следующих сечений: 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, 3200, 4000 А, напряжением до 1000 В. Длина одной стандартной секции барьера: 1500 мм. Дополнительная защита: минвата и термостойкая мастика.

Огнезащита

Противопожарные барьеры шинопроводов СОЭМИ

Шинопровод распределительный ШМА 5-250-630 А. Сегмент с огнезащитным барьером представляет прямой элемент, внутренняя полость которого наполнена термоустойчивой смесью. Данные отрезки монтируются в непосредственно в местах пролегания коммуникаций сквозь перегородки и перекрытия в помещениях любого предназначения (промышленное здание, склады, офисы и др). Такие барьеры препятствуют распространению дыма, горячих газов и пламени в прилегающие комнаты.

Предел огнестойкости: 60-180 минут (не более) при заделывании коридоров защитной смесью (согласно КП ТУ 5767-005-20942052-04). Предлагаемые размеры отрезков (L): 1, 2 и 3 м.

Огнезащита

В заключение

Риск возникновения и распространения пламени и продуктов горения по проходкам шинопровода должен быть минимизирован или исключен полностью. Для этих целей целесообразно использовать специальный огнезащитный барьер шинопровода, который предлагают производители твердого токопровода.

Главное преимущество защитного барьера заключается в его полном соответствии действующим противопожарным нормам и правилам. Кроме того, специальная конфигурация защитных плит, созданная в соответствии с конструктивными особенностями шинопровода, позволяет производить монтаж барьера в минимальные сроки и полностью безотходным способом.

Статья подготовлена коллективом Шинопровод.РУ

02.04.2018


Правила портала и отказ от ответственности
Copyright © Информационный специализированный ресурс Шинопровод.ру
Проект B2B-Studio.ru
Рейтинг@Mail.ru
Запрещается полное или частичное копирование информации без письменного разрешения администрации сайта
Перейти к полной версии Перейти к мобильной версии